Тренинг «Последствия от разрыва с кровной семьёй для развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей»
На этой неделе в 15 группе прошло важное и глубокое занятие в формате тренинга на тему:
«Последствия от разрыва с кровной семьёй для развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей».
Мы сосредоточились на трёх ключевых аспектах:
-
нарушениях привязанности
-
особенностях переживания горя и потери
-
влиянии раннего опыта на дальнейшее развитие ребёнка
О чём говорили и что проживали
1. Разрыв с кровной семьёй — это всегда травма. Даже если отношения были небезопасными, даже если ребёнка защищали, сам факт утраты значимой фигуры оставляет глубокий след.
Мы обсуждали, как именно это отражается на ребёнке, и почему он может реагировать «странно», «нелогично» или «слишком резко».
2. Привязанность — центральная тема встречи.
Разбирали, какие типы привязанности формируются у детей, переживших опыт сиротства, почему они могут:
— отталкивать взрослого, которого боятся потерять;
— казаться слишком самостоятельными;
— провоцировать, проверять, испытывать границы.
3. Тема горя прозвучала особенно глубоко.
Мы говорили о том, что:
— ребёнок утратил не только семью, но и привычный мир;
— он часто не имеет слов, чтобы объяснить, что чувствует;
— горе у детей проявляется поведением: вспышками, замыканием, агрессией, страхами.
Практическая часть
В упражненениях участники попробовали «посмотреть глазами ребёнка»:
-
прожить, как ощущается разрыв связей;
-
понять, почему он может бояться близости;
-
что нужно, чтобы постепенно формировалась опора — безопасная, терпеливая, надёжная.
Много говорили о том, как быть рядом, не давя, не торопя, не обесценивая.
И как родителю сохранить себя, если ребёнок снова и снова проверяет границы отношений.
Для чего мы делаем такие тренинги
Потому что за формулировкой «трудное поведение» часто стоит история утраты, боли и невозможности чувствовать себя в безопасности.
И родителю важно:
— понимать эти процессы;
— быть подготовленным;
— видеть не только поведение, но и причины, стоящие за ним.
Такие встречи помогают будущим приёмным родителям формировать реалистичные ожидания и опирающийся на знание подход к ребёнку — чтобы отношения строились не на идеализации, а на понимании. Занятие провела специалист нашей Службы по устройству детей-сирот, детей, оставшихся, без попечения родителей, в замещающие семьи.